Центробежная сила при повороте автомобиля вызывает раскачивание его кузова и ощутимый крен, что может стать причиной опрокидывания машины. Чтобы подобных ситуаций на дороге не возникало, и был придуман интересующей нас стабилизатор (СПУ)
Он является важным элементом подвески,
работает на скручивание, соединяет между собой при помощи торсионной упругой детали противоположные колеса.
Задний и передний стабилизатор поперечной устойчивости конструктивно выполняется в виде круглой по сечению штанги (стержня) из пружинных марок стали. Штанга изготавливается в форме литеры «П». Крепят ее, используя хомуты и резиновые втулки, к кузову машины (поперек). Конфигурация стабилизатора может быть очень сложной, так как его прокладывают под днищем кузова, где размещено немало разнообразных агрегатов и механизмов ТС. Сразу же добавим, что
втулки из резины дают возможность СПУ вращаться.
При угловых колебаниях в поперечном направлении (при боковом крене) автомобиля тяги стабилизатора двигаются в разные стороны. В результате одна тяга опускается, а вторая – поднимается. При этом
втулки позволяют закручиваться средней части СПУ. Сопротивление описываемого элемента увеличивается при повышении крена кузова, за счет чего и происходит выравнивание машины на дороге. Кроме того, тяги (косточки) обеспечивают более высокое качество сцепления покрышек с дорожным покрытием при прохождении поворотов.
ПС: взято на просторах интернета, статья встречается на множестве сайтов.
Итак. что мы имеем:
Стабилизатор работает на скручивание средней части (как раз там где втулки)
http://youtu.be/VTfK78wJyBI - показана движения стаба во втулке (27 сек)
Именно поэтому родные литые втулки и "отклеиваются" от стабилизатора, т.к. постоянно вращаются то в одну то в другую сторону, угол поворота зависит от крена кузова. А выполняются они литыми для устранения скрипов во время этого вращения.
Хомуты (крепления) втулок призваны зафиксировать втулку относительно кузова. Но сам стабилизатор тоже двигается и постоянно пытается вырваться из оков креплений втулок.
Сами же втулки дают стабилизатору немного "свободы" (именно поэтому отверстия во втулках перестают быть круглыми и становятся овальными), иначе крепления стаба к кузову постоянно вырывало.
Плюс резина гасит удары стаба об кузов, и когда втулка изношена (отверстие стало в диаметре больше номинального) за счет большей амплитуды движения стаб начинает "стучать" о кузов авто.
Вывод:
Вращение втулки вокруг стаба явление нормальное, главное удержать стабилизатор в правильном положении и не дать ему "стучать" о кузов.
Замена резины на полиуретан:
Резина мягче полиуретана, поэтому и износ идет быстрее, а движения стабилизатора более "свободны", а значит теоретически машина имеет возможность больше крениться в поворотах.
Полиуретан более жесткий материал, менее подверженный износу. Лучше держит крен. Но имеет минус - на морозе дубеет до состояния пластика. Сразу уточнюсь, у меня зимой минус 40-45 и ниже это норма.
Откуда скрип? Так стаб вращается вот и скрипит, а холод этому только способствует.
ПС: сила трения вклееного стабилизатора ни как не влияет на работу самого стабилизатора, а для устранения скрипа можно нанести водостойкую смазку...например - графитную.